"упаковка-2017" – новизна и традиции. Часть 1

Дата: 07.02.2017 РазделСтатьи

Традиционная московская выставка к своему юбилейному, 25-му по счету проведению получила ряд нововведений. Теперь она выступает под новым совместным брендом – interpack alliance. Логотип, хотя и сохранил очертания, получил новые цвета. Название выставки отныне пишется со строчной буквы. Изменилось и место расположения экспонентов, в этом году выставка заняла павильон «Форум».

Все это, конечно, не могло не сказаться на восприятии выставки: необычно, непривычно. Труднее было находить стенды некоторых старых знакомых – ведь ранее экспозиции постоянных участников данного экспомероприятия располагались на одном и том же месте в течение многих лет. Но было чувство, что не это стало главным в необычности выставки-юбиляра.

Главная неожиданность выставки

Понимание основополагающей непривычности выставки пришло к концу первого дня ее работы. И, увы, не обрадовало. В павильоне было всего три экспоната, представляющих один из самых распространенных видов упаковочного оборудования (а по части фасовочной техники точно наиболее распространенного) – VFFS-машин и автоматов на их базе: автомат, состоящий из упаковочной машины «Бестром-400» и шнекового дозатора на стенде компании «Бестром»; фасовочный автомат на базе машины SBi-260, укомплектованный мультиголовочным дозатором на стенде «Русской трапезы»; да еще автомат «Инпак-эконом» на стенде предприятия «Интеграл+». Причем, последний образец можно было и не заметить, он находился в дальнем углу небольшого по размерам стенда, хорошо заставленного техникой самого разного назначения.

А ведь в выставке участвовало несколько компаний, в том числе, с мировым именем, чью производственную программу во многом, а у некоторых и в основном, составляют вертикальные машины VFFS, например: Rovema, PFM, Viking-Masek, OMAG. Впрочем, к последней из названных компаний по этой выставке претензий нет. Три образца на одном стенде: для этого года – весьма заметное количество экспонатов. И если два фасовочных автомата – Diva в исполнении 5 ручьев для изготовления «стиков» и C3V/2 для пакетов «саше» – частые «гости» на московских выставках, то автомат горизонтального типа CO150/1 – не столь регулярно нам показывают. А так как автомат в этот раз был в исполнении под «дойпак», чего раньше не демонстрировалось, то данный экспонат можно считать относительной новинкой «упаковки» 2017 года.

Удивительно малое число оборудования на стендах, в основном отсутствие новинок, и такой техники, перед которой хочется остановиться и замереть, если не в восторге, то хотя бы для того, чтобы внимательно присмотреться, – характерная особенность прошедшей выставки «упаковка 2017». При этом следует согласиться с мнением исполнительного директора ассоциации «Пакмаш» Г. К. Хмелевского, считающего выставку этого года удачной в том смысле, что она представила в комплексе практически все направления упаковывания, да еще и «прихватила» кое-что из прочих пищевых технологий. И в этом сомнений нет – достаточно посмотреть каталог выставки по разделу представляемых участниками оборудования, средств, материалов, услуг. Но вот «живьем» техники было показано мало.

Производители и поставщики

Часто на московских выставках мировых лидеров «выручали» российские и зарубежные поставщики техники и инжиниринговые компании. Я как-то даже пошутил, что Aetna Group может свою технику не выставлять, поставщики сделают это за нее. В этот раз ничего из многочисленного и разнообразного оборудования для группового упаковывания этой компании у поставщиков не было. И единственный экспонат оборудования итальянско-сан-маринской компании в этот раз был представлен на стенде московского филиала Aetna Group Vostok: палетообмотчик Robopac Rotoplat 708. Не самая выдающаяся техника широко известного производителя.

Производитель техники с мировым именем – группа PFM или ее часть PFM Packaging Machinery – на московских выставках редко радует нас новинками или образцами своей передовой техники, часто ограничиваясь показом надежной, но не выдающейся упаковочной машины «флоупак» модели Pearl. В этот раз на стенде и ее не было. Гораздо чаще самую лучшую технику этого итальянского лидера показывала нам инжиниринговая компания «Мерпаса». Увы, в этот раз присутствие на выставке одного из главных российских поставщиков иностранного упаковочного оборудования ограничилось участием в коллективном стенде НКПак. Разговаривал с представителями компании. Как всегда предлагается множество хорошей, а то и прекрасной техники, демонстрируется ее работа на экране. Но ведь ни одной «железочки»…

Были и примеры «наоборот». На небольшом стенде итальянской группы SMI (SMIgroup) только несколько плакатов. Зато на стенде продавца их техники в России ГК «Золотой шар» демонстрировался образец машины для упаковывания плоских предметов в пленку производства одной из компаний, входящих в группу, SMIpack. То же и у изготовителя аналогичной техники – немецкой компании Hugo Beck.

Нельзя не отметить удивительное противоречие в насыщенности стендов компаний-поставщиков. Рядом два стенда (впрочем, в павильоне «Форум» все стенды близко) инжиниринговых компаний и диаметрально противоположное число экспонатов. На стенке стенда компании «Остпак» насчитал 13 логотипов и не одной единицы техники. На стенде «Форинтек» примерно такое же число экспонатов.

Пусто и густо на стендах поставщиков

Таким же образом отличались и стенды зарубежных поставщиков. Не было «живой» техники на стенде нашего старого (поставляет машиностроительную продукцию в Россию с 1871 года!) знакомого – компании Anton Ohlert из Германии. Австрийская компания POLO Handels (или просто POLO) отметилась лишь тем, что только на ее стенде в единственном месте (!) выставки можно было увидеть логотип ведущего мирового производителя упаковочного оборудования Bosсh. А компания BB Verpackungmaschinen (Германия) выставила три образца: машину для фасования сыпучих продуктов в готовые емкости производства британской компании All-Fill (название-то какое замечательное, вольный перевод: все фасуем); машину для надевания колпачков на бутылки, изготовленную предприятием Zalkin (Франция); автомат для наполнения банок капсулами с медпрепаратами, произведенный компанией Pharma Packaging System (Великобритания). Из всех образцов наиболее понравился третий, уж очень интересно решен дозатор для поштучного отсчета капсул.

Кстати, о дозаторах. В отсутствие первых в мире и России производителей комбинационных дозаторов, роль лидера выставки (ну, а в мире это, несомненно, один из лидеров) в этом направлении упаковочной техники взяла на себя компания Yamato, ее дозатор модели ADW-A-0314S с 14 весовыми головками, обеспечивающий получение до 140 доз в минуту, был очень интересен.

Трудности с техникой для картонной и бумажной тары

Нельзя не отметить присутствие традиционного участника выставки «упаковка» – инжиниринговой компании ECI Packaging. Чаще всего ее стенды радовали обилием экспонатов. В этот раз показывали лишь один образец: машину для формирования картонных пачек и упаковывания в них продукции модели Air, изготовленную компанией Langen. Это был единственный «представитель» техники на выставке, которая что-то помещает в картонные пачки.

А если бы кто-то посчитал нужным увидеть на выставке оборудование, оперирующее с бумажным пакетом, ему бы повезло меньше. Оборудования для фасования продуктов в бумажные пакеты, не было. Отечественные предприятия, выпускающие технику для картонной и бумажной тары, в выставке не участвовали, а зарубежные, например, Fawema и Italpack, оборудования на стенды не ставили.

Решая проблемы в комплексе

Тенденция предложения упаковочных технологий в комплексе впервые проявилась не на нынешней выставке. Но именно на «упаковке 2017» этот тренд занял главенствующее положение, полностью утвердившись как в сознании покупателей, так и в предложении производителей и поставщиков. На большинстве стендов готовы были предложить не просто отдельные образцы техники, а решения по всей чреде упаковочных операций, начиная от создания потребительских упаковок до группового и транспортного упаковывания, а кое-кто при этом предлагал и логистические «вставки», включая связи между технологиями. То есть, рекомендовали заказчикам создавать комплексные упаковочные линии.

Одним из предприятий, которые целенаправленно продвигают эту идею на московских выставках, является испанская компания Ulma. На ее стенде была изображена подробная схема одного из вариантов комплексной автоматизированной и роботизированной упаковочной линии. На экранах посетителям предлагалось рассмотреть и другие варианты таких линий. А на подиуме стенда – одна машина «флоупак», да и та, пожалуй, самая рядовая для этого производителя с мировым именем: модели Florida, к тому же неоднократно показанная на предыдущих выставках. Как рекламировать технику, как и в каких количествах ее демонстрировать, решать, конечно, самой уважаемой компании.

От передовых упаковочных стран к рядовым в этом деле, от «крутой» техники к тому, что проще

Если в прошлом и в начале нынешнего выставка «упаковка» (позже «Упаковка/УпакИталия») была «витриной» самой передовой, самой производительной упаковочной техники из Европы, Японии, порой и из Штатов, то в последние годы расширились и «география» выставки, и «диапазон» уровня оборудования. Хотя и роль «витрины» продолжает оставаться для нее актуальной.

Еще с десяток лет назад невозможно было представить, что китайские и турецкие предприятия будут вольготно располагаться в залах старейшей упаковочной выставки страны. Сейчас же это обычное явление. С одной стороны, демократичность выставки «упаковка 2017» как по отношению к участникам, так и по отношению к потребителям (среди которых крупные, средние и мелкие пищевые предприятия) не может не радовать, с другой – новые «игроки» заняли место мировых упаковочных «грандов», уменьшивших свои площади.

Примером такой «двойной» демократичности стал стенд турецкой компании Pak Form Makina и демонстрировавшаяся там машина модели PKF-Compact для формирования емкостей, наполнения их продуктом и запечатывания их пленкой. Производительность оборудования невелика: 12-24 упаковочных единиц в минуту. Но это вкупе с малыми размерами машины (минимальная зона установки и обслуживания машины 3 м2) именно то, что требуется небольшому предприятию, да еще стесненному производственными площадями.

Достаточно предложений для малого пищевого бизнеса было и от отечественных машиностроителей. Об одной такой инициативе стоит рассказать отдельно. Уж очень противоречивое впечатление она оставила.

На одном из стендов были представлены два предприятия: Подольский тарный комбинат и «Пеккони-техно» из того же города. Первый экспонент предлагал жестяные банки, а второй – устройство для их наполнения. Вот и некая комплексность предложения. А для полного комплекта экспозицию стоило бы дополнить еще и машиной для закатывания банок. Думаю, что изготовители дозировочно-наполнительного устройства ее со временем сделают. Не исключаю, что такая техника у них уже есть, но сведений об этом на стенде не было. Дозатор ДОП-2, представленный на стенде и демонстрируемый в работе, и породил чувство противоречия. Предназначен он для фасования икры лососевых и частиковых рыб. Принцип дозирования и конструкция устройства предельно просты. Икра из конусного бункера поступает в дозировочную камеру под действием своего веса, а главное, за счет вакуума, создаваемого в ней, камера поворачивается, и доза продукта поступает в банку. Производительность 40-60 доз в минуту. Но ориентироваться стоит на нижний предел. Все-таки, продукт сложный, да и точность величины дозы невелика. Косвенно это подтверждено видеороликом, который «крутили» на стенде. Там оператор часто взвешивал наполненные банки. Применение же вакуума при дозировании считаю положительным фактором, так меньше шансов на повреждение икринок.

С одной стороны, демонстрация такого дозатора – большой плюс нынешней выставке. Не припомню ни одной единицы техники для рыбной промышленности, продемонстрированной «упаковкой» за всю ее историю. С той же положительной стороны: это простая, дешевая и почти идеальная техника для предприятия малого, а может быть, и среднего бизнеса, специализирующегося в этой отрасли. А вот с другой – такая же идеальная техника для изготовителей контрафактной и прочей «неправильной» икры. Впрочем, за присутствие на нашем продовольственном рынке такого «бизнеса» отвечают не изготовители техники, а другие органы.

Версия для печати
Поделиться:
Робатех - современные клеевые системы: модернизация, оборудование, сервис.

Газета upakovka 2017

Скачать новый выпуск газеты

Unipack.Ru на Facebook

Присоединяйтесь
  • upakovka 2017. Деловая программа innovationparc
  • Солан-Д на Интерпластике-2015
  • COESIA на Упаковка/УпакИталия 2014
  • БОШ на Упаковка/УпакИталия 2014
  • Упаковка/УпакИталия 2016
  • Упаковка/УпакИталия 2015
  • CAMA на Упаковка/УпакИталия 2014
  • upakovka 2017. Деловая программа innovationparc
  • Упаковка/УпакИталия 2014
  • upakovka 2017. 25 международная специализированная выставка Упаковка и Переработка

upakovka на Facebook

Присоединяйтесь