В рамках состоявшейся в московском «Экспоцентре» выставки «Упаковка/УпакИталия 2013» прошла презентация инновационной программы Save Food («Сохраняем продукты»). Она имеет смешанную природу, поскольку в состав ее учредителей и партнеров входят как международные, так и национальные, как некоммерческие, так и коммерческие организации. Это в первую очередь Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН, известная также как FAO, и немецкая Messe Düsseldorf Group, которая проводит и московскую выставку «Упаковка/УпакИталия», и дюссельдорфскую Interpack.
Именно там в 2011 году и был впервые представлен проект Save Food. Цель его – сокращение потерь продуктов питания, дефицит которых в условиях повышающегося спроса и тотального голода, царящего в целых регионах мира, становится все более критическим.
В качестве основного докладчика на конференции в Москве выступила хорошо знакомая российским упаковщикам Вера Фриче, которая одновременно представила и FAO, и VDMA – Союз немецких машиностроителей. Ее доклад «Современные технологии против потерь продуктов питания» стал ключевым событием мероприятия. Основная его цель – познакомить российскую отраслевую аудиторию с сутью проблемы и попытаться наметить, каким образом российская экономика в целом и упаковочная отрасль в частности могут посодействовать решению тяжелой глобальной проблемы.
Итак, обратимся к презентации Веры Фриче.
Население планеты на сегодняшний день насчитывает приблизительно 7 млрд человек, и эта цифра неуклонно растет. Столь же непрерывно увеличивается численность городского населения, причем в ущерб численности населения сельского: в современном мире существенной и интегральной составляющей процесса урбанизации является отток людей, в первую очередь работоспособной молодежи, из сельской местности.
Рис. 1. Динамика и прогноз изменения соотношения городского и сельского населения в мире. Источник: UN World Urbanisation Prospects: исследование 2011 г.
Характерной чертой современной урбанизации является концентрация населения в крупных мегаполисах и образующихся вокруг них агломерациях. В России прекрасными и в высшей степени показательными примерами этого процесса являются два крупнейших города страны – Москва и (в несколько меньшей степени) Санкт-Петербург, которые оказываются центрами притяжения для жителей не только соседних регионов, но и всей России в целом. Таким образом, согласно прогнозам демографов, к 2025 году в разных странах от 75 до 100% (!) населения будет обитать в мегаполисах и сложившихся (или складывающихся) вокруг них агломерациях. А тем временем, как ожидается, население Земли к 2050 составит 9 млрд человек. В этих условиях глобальный спрос на продукты питания по всем позициям возрастет примерно вдвое.
Рис. 2. Динамика и прогноз изменения соотношения городского и сельского населения в мире. Источник: Источник: FAO (ООН)
Сопоставив все эти факты, можно констатировать, что в современном мире экономика предъявляет к сельскохозяйственным производителям все возрастающие требования, удовлетворять которые в полной мере крестьянин не может уже сегодня, и, таким образом, миру, если ситуация не изменится радикально, грозит ужесточение продовольственного дефицита.
Выходя за рамки доклада Веры Фриче, можем отметить, что главная причина подобного положения вещей – технологическая отсталость сельского хозяйства, которая в некоторых случаях является результатом традиционализма сельского населения, а в других – недостатком инвестиционных (в том числе и оборотных) средств.
А тем временем, как объясняет Вера Фриче, глобальные потери продуктов питания во всем мире достигают совокупных объемов порядка 1,3 млрд тонн. Причем объемы эти распределяются неравномерно. Так, в высокоразвитых странах и потребление, и потери пищевых продуктов в пересчете на душу населения равны примерно 450 кг в год. В развивающихся странах среднестатистический житель ежегодно потребляет 279 кг продуктов питания, а потери составляют 181 кг.
На разных стадиях цепочки производства и дистрибуции, то есть на пути от производителя к конечному потребителю теряется 30 % зерновых и продукции из зерна, 20 % молока и молочной продукции, 30 % рыбы и морепродуктов, 45 % овощей и фруктов, 20 % мясной продукции, 20 % масличного семени и зернобобовых, 45 % корнеплодов.
Это колоссальные цифры! Известно (хотя этот факт и не был упомянут докладчицей), что, ликвидировав подобного рода потери, человечество уже сегодня могло бы досыта накормить целых 17% голодающих.
Потери эти, естественно, происходят на разных стадиях процесса производства и дистрибуции. При этом если в развивающихся странах большая часть этих потерь приходится на начальные его фазы – от производителя до розничной торговли, то в развитых государствах мира подавляющая часть продуктов питания «теряется» на завершающих стадиях процесса – в розничной торговле и у конечного потребителя.
Таким образом, проблема весьма многообразна, и упаковочная отрасль могла бы посодействовать ее решению, предложив новые технологии для каждого из этапов процесса производства и дистрибуции. Однако подробно описать все многообразие проблемы в одном докладе просто невозможно, и Вера Фриче сфокусировала внимание собравшихся на одной из конечных стадий процесса – розничной торговле.
Так, например, европейские ретейлеры связаны целым рядом документов, обязывающих их отбраковывать высококачественную, но не «проходящую» по каким-либо, очень часто надуманным, параметрам. Чтобы не быть голословной, докладчица привела целый ряд примеров, в частности, стандарты Евросоюза, нормы Еврокомиссии (Unece), в частности, нормы Unece FFV-41 относительно сбыта и контроля качества цуккини, нормы FFV-49 касательно сбыта и контроля качества ананасов, нормы FFV-24, касающиеся сбыта и контроля качества культивируемых шампиньонов. (Ради справедливости добавим, что европейские власти осознали проблему и принялись корректировать свои слишком жесткие требования.) Кроме того, следует принять во внимание, что в розничной торговле существуют собственные «стандарты привлекательности», то есть ретейлеры сами добровольно отбраковывают часть продукции, полагая, что покупателям нравится продукт только с определенными параметрами, и он никогда не купит, например, кривоватый огурец. Разумеется, подобное положение вещей характерно в первую очередь для развитых стран. И, соответственно, доля продуктов питания, которые остаются вне потребления, выше всего именно в них.
Вера Фриче привела несколько позитивных примеров борьбы с потерями пищевых продуктов путем внедрения современных, причем порой весьма недорогих промышленных технологий, в том числе и упаковочных. Так, например, применение сепарации продлевает срок годности молока, которое по завершении технологического процесса следует упаковать. Даже самая простая и дешевая упаковка продлит жизнь молока, а для развивающихся стран это важно.
Простое в эксплуатации и доступное по цене холодильное оборудование продлевает срок годности рыбы. Докладчица рассказала о том, как в одной из рыбацких деревень в африканских тропиках подобного рода холодильники установили прямо на рынке, и вся нераспроданная рыба в охлажденном и упакованном в самую элементарную упаковку виде продается в соседние населенные пункты, успевая достигнуть места назначения неиспорченной.
Очень весомая доля потерь приходится, как мы видели, на овощи и фрукты. Простая индивидуальная или групповая упаковка, в частности, термоусадочная, позволит существенно продлить срок их годности. То же самое можно сказать о хлебе и хлебобулочных изделиях. Вакуумная же упаковка прекрасно подходит для мясной продукции.
В последние годы в качестве средства продления «жизни» продукции сельского хозяйства все шире и шире применяется упаковка EMAP (в уравновешенной модифицированной газовой среде).
Важным современным трендом (правда, пока только в развитых странах) является так называемая « умная упаковка», то есть, например, снабженная индикаторами времени и температуры, «активная упаковка» с поглощающим кислород слоем или этилен-абсорберами.
Очень эффективна в смысле сохранения от порчи в холодильнике потребителя повторно закрываемая упаковка. Ведь она обеспечивает легкое открывание и закрывание упаковки, удобное извлечение продукта порционно, при этом содержимое дольше сохраняет свежесть.
Порционная упаковка становится особенно важной, поскольку в развитых странах (и не только в них) в последние десятилетия наблюдается постоянный рост числа домохозяйств, состоящих из одного человека (в некоторых регионах до 25% населения живут в одиночку).
Для решения проблемы сокращения потерь пищевых продуктов необходима добрая воля, а чтобы она появилась, нужно, чтобы человечество осознало эту проблему. Этот процесс постепенно разворачивается во всемирном масштабе, однако проходит неравномерно. Даже в странах Евросоюза показатели сильно разнятся. Так, в «консервативной» Великобритании потерю пищи как серьезный фактор воспринимают примерно на треть (в процентном выражении) больше людей, чем в «прогрессивной» Германии. Показатель озабоченности потерями в России, например, ниже несколько, чем в Западной Европе и даже чем в некоторых развивающихся странах, таких как Турция, Китай, Бразилия.
При этом, по данным исследователей, примерно половина россиян готова платить за продукты больше, с учетом того, что их потери (в том числе и в холодильнике потребителя) снизятся.
По завершении доклада ведущий мероприятия, представитель компании Messe Düsseldorf Михаэль Мандель, пригласил собравшихся к дискуссии. На наш взгляд, настоящих дебатов на самом деле не получилось, но все равно презентация выполнила свою задачу – привлечь внимание упаковочной отрасли к проблеме, важной с гуманитарной точки зрения, и имеющей в перспективе немалое значение для упаковщиков всего мира, в том числе и России.