По информации ассоциации немецких машиностроителей VDMA, принятое Евросоюзом в середине декабря 2015 г. решение о продлении экономических санкций против России ещё на шесть месяцев, разрушило надежду машиностроителей в Германии на конструктивные переговоры и поэтапное снятие санкций. Европейские санкции ведут к ощутимым последствиям в сфере немецкого экспорта машин и оборудования в Россию.
«Только за девять месяцев текущего года экспорт машиностроительной продукции сократился примерно на 27% до 3,58 млрд евро, – отмечает Тило Бродтманн (Thilo Brodtmann), генеральный директор VDMA. – Если так будет продолжаться, за год мы сможем экспортировать в Россию продукции всего на 5 млрд евро. Это будет на 3 млрд евро меньше, чем два года назад».
Уже в 2014 г., в первый год санкций, поставки машиностроительной продукции в Россию сократились на 17%. За два года санкций Россия в списке важнейших для Германии экспортных рынков опустилась с четвёртого на десятое место.
И 2016 г. не предвещает улучшения ситуации. По словам Тило Бродтманна, положение с поступившими заказами критическое, поэтому рассчитывать на значительное увеличение экспорта машин в Россию не приходится. При этом Германия пока является одним из важнейших поставщиков технологий в Россию. Хотя конкуренты из Азии пытаются заполнить все возможные лакуны на российском рынке, пока, по мнению VDMA, они не добились больших успехов. Из-за кризиса импорт продукции машиностроения в России существенно снизился: в частности поставки из Восточной Азии в 2014 г. сократились на 30%.
VDMA исходит из того, что экономические отношения между немецкими машиностроителями и Россией – довольно тесные. Однако, по словам Ульриха Акерманна (Ulrich Ackermann), руководителя внешнеэкономического направления VDMA, если действие санкции будет продолжаться долго, объявленный Россией разворот к Востоку станет реальностью и немецкие поставщики отойдут на второй план.