Упаковочное оборудование от ISHIDA

Перспективы импортозамещения на рынке упаковочных машин для пищевой промышленности начинают обретать реальные очертания

Дата: 29.01.2020 РазделСтатьи

После 2015 года, когда курс рубля заметно снизился относительно основных мировых валют, импорт упаковочных машин в Россию сократился и у отечественных производителей появился неплохой шанс нарастить свое присутствие на рынке. Пока доля иностранного оборудования по-прежнему высока, поскольку только оно может удовлетворить спрос со стороны крупнейших российских предприятий продуктов питания по функциональности, надежности и производительности. Но к 2030 г. объемы реализации продукции машиностроения для пищевой промышленности, в том числе и фасовочно-упаковочной техники, должны вырасти в три раза.

Основными отраслями потребления оборудования для упаковки в гибкую пленку являются производства кондитерской, чайной, кофейной, масложировой и молочной продукции, замороженных и охлажденных продуктов, а также быстрых закусок – снеков.

Ключевые предпочтения потребителей фасовочно-упаковочных машин

Учитывая высокий уровень конкуренции на рынке производства продуктов питания, компании, работающие на нем, ориентированы на достижение максимально высокого уровня качества своей продукции. Упаковка играет в этом одну из самых важных ролей: в современном обществе, где 70–80% продаж производится через сетевые розничные магазины, она стала главным инструментом для того, чтобы выделить продукт на полке и донести до покупателей его состав и основные преимущества. Соответственно, потребители упаковочных машин предъявляют к своим поставщикам следующие требования:

  • Скорость упаковки и высокая производительность оборудования.
  • Максимальная автоматизация, снижение доли ручного труда для исключения влияния человеческого фактора и ускорения процесса упаковки и фасовки продуктов.
  • Надежность и ремонтопригодность оборудования, высокое качество сервисного обслуживания, оперативная поставка запасных частей.
  • Предпочтительно вертикальный способ упаковки.
  • Энергоэффективность оборудования.
  • Удобные финансовые условия (скидки, отсрочка платежа, лизинг). Предпочтение часто отдается покупке в лизинг современных производительных машин с высокой остаточной стоимостью.
  • Универсальность, возможность быстрой переналадки на новые форматы упаковки, установка комплексных многофункциональных линий (преимущественно на наиболее крупных производствах).
  • Поддержка современных технологий маркировки и этикетирования.

Современные тенденции в потреблении

Запросы основных игроков пищевой отрасли на упаковку своей продукции формируются под воздействием существующих на этом рынке трендов, которые задают конечные потребители – покупатели продуктов питания, а также представители сегмента HoReCa (гостиницы, кафе и рестораны):

  • рост спроса на определенные виды упаковки – пакеты с застежкой zip-lock, дойпаки, пластиковые контейнеры, групповую обертку штучной продукции термоусадочной пленкой. Основные тренды современной упаковки – функциональность, возможность увидеть и оценить продукт до покупки, поддержка длительных сроков хранения. Соответственно, увеличивается потребность производителей в упаковочных линиях, оборудовании с функцией холодной сварки, термоформовочных машинах и автоматах по упаковке в многослойную пленку с высокими барьерными свойствами;
  • снижение единовременных объемов заказа продуктов и упаковки для них. В России набирает популярность тренд на персонализацию упаковки, лимитированные тиражи, уникальные этикетки на основе цифровой печати для разных продуктов. При этом объемы заказов и оборот продуктов снижаются;
  • уменьшение размерности упаковки. Европейская традиция отдельного потребления продуктов питания небольшими семьями (родители и дети, живущие отдельно) наложилась на общее снижение покупательной способности населения. Упаковка с мелкой расфасовкой дает возможность покупать меньше продукта и, соответственно, меньше его выбрасывать;
  • изменение структуры потребления упаковочных пленок. Рост популярности идеи сохранения окружающей среды вынуждает производителей использовать упаковку из более безопасных в плане экологии материалов. Кроме того, требования по удешевлению конечного продукта и снижению его общего веса при сохранении барьерных и защитных свойств упаковки привели к росту доли тонких биаксиально ориентированных пленок (БОПП, БОПЭТ и других) за счет снижения объемов продаж фасовочной продукции из ПВХ и традиционного полиэтилена.

Наиболее популярными упаковочными материалами в настоящий момент являются пленки из ПВД (полиэтилена высокого давления), БОПП и БОПЭТ. Их совокупная доля составляет немногим менее 90%. Барьерные пленки, состоящие из несколько слоев и обеспечивающие полную водо- и воздухонепроницаемость упаковки, и пленки с твист-эффектом, разработанные специально для кондитерской промышленности, занимают еще 5% и 4% соответственно.

Российские производители упаковочных машин пока отстают, но готовы развиваться

Российский рынок упаковочной техники для пищевой промышленности развивается в условиях открытой конкуренции: все рассматриваемые виды оборудования освобождены от уплаты таможенной пошлины с 2006 г. Снятие торговых барьеров было вынужденной мерой – по многим позициям современные упаковочные линии иностранного производства не имеют отечественных аналогов. При этом, по данным Минпромторга России, в 2016 г. доля импорта на рынке упаковочного оборудования превышала 70%.

Резкое ослабление российского рубля в 2015-2016 гг., казалось бы, создало хорошие перспективы для российских производителей: импортное оборудование значительно подорожало и стало недоступно многим мелким и средним предприятиям. Однако серьезного прорыва в рассматриваемой отрасли пока не произошло: проектированием и разработкой новых видов техники долгое время никто не занимался, поэтому вывести на рынок конкурентоспособное оборудование за такой период невозможно. По оценкам специалистов, на устранение технологического отставания российским производителям понадобится еще 5–10 лет, а пока ситуация складывается следующим образом:

  • крупные отечественные предприятия – производители пищевых продуктов демонстрируют устойчивый спрос на импортное оборудование, разработанное в соответствии с последними тенденциями мирового рынка: внедрение цифровых технологий, создание умной упаковки, использование стандартов «Индустрии 4.0». Такие комплексы производятся в основном в Германии и Италии, их стоимость может достигать нескольких миллионов долларов. Но ведущие российские компании имеют необходимые финансовые ресурсы и готовы вкладывать их в развитие производства, потому что эти вложения дают видимый эффект и обеспечивают конкурентные преимущества на рынке;
  • мелкий и средний бизнес таких возможностей не имеет, поэтому устанавливает более дешевые упаковочные машины российского производства. Альтернативный вариант – закупка бывшего в употреблении импортного оборудования, которое появляется на вторичном рынке при обновлении крупными комбинатами своих основных средств.

Российские производители упаковочного оборудования стремятся отвоевать место на рынке у иностранных поставщиков. Для этого им необходимо усовершенствовать свою продукцию и довести ее до уровня лучших европейских моделей. Задача довольно сложная, но, будем надеяться, выполнимая. Пока их основной рынок сбыта – средние отечественные предприятия и экспорт. Продукция из России продается в страны Таможенного союза (Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Армению), на Украину, в Молдавию, Грузию, Узбекистан, Таджикистан, а также в Грецию, Прибалтику, ОАЭ, Египет и некоторые другие страны. По данным 2017-2018 гг., экспортные поставки (без учета стран Таможенного союза) составили около 5% от общего объема внутреннего производства.

На выставке «Агропродмаш-2019» ведущий российский производитель упаковочных машин АО «ТАУРАС-ФЕНИКС» представил новинки своей продукции, которая разработана в рамках созданного компанией проекта «Умный сервис». В новое высокотехнологичное оборудование с производительностью, приближенной к мировым аналогам, внедрены инструменты виртуальной реальности, которые помогают упростить и автоматизировать процессы настройки, обслуживания и ремонта. При этом универсальные автоматы позволяют расфасовывать сыпучие, пылящие, гранулированные, а также средне- и крупнофракционные и жидкие пищевые продукты во все современные упаковочные форматы.

Согласно «Стратегии развития машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности», к 2030 году объем потребления техники, выпускаемой этой отраслью на внутреннем рынке, должен вырасти в три раза. Располагая мощной производственной базой и серьезной государственной поддержкой (например, в рамках партнерского соглашения с Минпромторгом России «ТАУРАС-ФЕНИКС» предоставляет российским пищевым комбинатам скидку в 15%), отечественные производители упаковочного оборудования смогут внести весомый вклад в решение этой задачи.

Маркетинговое агентство «MegaResearch»

Версия для печати
Поделиться:

  • Выставка upakovka-2020
  • Упаковка/УпакИталия 2014
  • Упак Италия-2011
  • Выставка upakovka 2018
  • Компания "Солан-Д" на "Интерпластике-2016"
  • Выставка upakovka-2020
  • SMI Group на выставке "Упаковка/УпакИталия 2012"
  • Упаковка/УпакИталия-2013
  • Упаковка/УпакИталия 2015
  • Bruckner