Некое подобие расширенного заседания всемосковской кафедры «Технология и дизайн упаковочного производства» прошло в рамках выставки «Упаковка/УпакИталия-2013». Называлось это мероприятие: круглый стол «Актуальные проблемы подготовки кадров в упаковочной индустрии». Мне, собственно говоря, человеку постороннему, но не равнодушному к данной проблеме, было интересно там присутствовать.
Среди выступавших на круглом столе были ректор МГУ печати им. Ивана Федорова К. В. Антипов, заведующий кафедрой инновационных технологий и управления того же вуза профессор Е. Б. Баблюк. редактор журнала «Тара и упаковка» И. Н. Смиренный, Г. К. Хмелевский, который, по существу, представлял и образование (как преподаватель), и производство (как исполнительный директор ассоциации «Пакмаш»), заместитель завкафедры РЭУ им. Плеханова профессор Т. И. Чалых и другие, в том числе автор этих строк.
«ЕДИНСТВО И БОРЬБА…»
А вот противоположностей не было. Собрались люди, знающие проблему изнутри и искренне болеющие за дело.
О единстве же заговорили практически сразу. Взаимное сотрудничество и консолидация вузов и кафедр, ведущих подготовку по специальности «Технология и дизайн упаковочного производства», упоминалось, как и упоминались (пусть и в меньшей степени) объединения производителей упаковочных средств и оборудования.
При этом нет единства между «производителями» и «потребителями» специалистов. По словам Г. К. Хмелевского, за все время выпуска механиков упаковочного оборудования только один выпускник стал ведущим конструктором на предприятии, выпускающем эту технику. Виноваты ли в этом только предприятия? Он же рассказал о том, что провел в университете семинар, на котором выступил ведущий специалист одного российского упаковочно-машиностроительного предприятия и в заключение пригласил всех в московский филиал для более детального ознакомления с техникой. В результате, на встречу пришли четыре человека, включая преподавателя.
Борьбы же за выпускников среди компаний нет, как, увы, нет борьбы за профессию среди выпускников.
При этом К. В. Антипов с горечью рассказывал, как один руководитель крупнейшего производителя упаковочных средств пенял ему, что часть молодых специалистов он вынужден направлять для переучивания за границу, платя за это большие деньги. Ответ: вуз готов за гораздо меньшие деньги подготовить выпускника, отвечающего всем требованиям компании, только по возможности конкретнее сформулируйте потребности в нужных ему знаниях.
Но обычно при встречах руководителей компаний и учебных заведений звучат только общие слова, вроде: а хорошо бы, если выпускник знал, если бы умел…
ЗНАТЬ, УМЕТЬ И… ИМЕТЬ
В предварявшем круглый стол выступлении Веры Фриче, руководителя департамента упаковочного оборудования Союза немецких машинострпоителей (VDMA), говорилось о том, что требуемые отрасли выпускники, кроме других знаний, должны еще и уметь торговать.
В обсуждении проблемы звучала мысль, что среди студентов, к сожалению, умение торговать, сейчас превалирует над стремлением создавать. Ведь немногие отечественные предприятия, создающие нечто упаковочное, редко могут «положить» молодому специалисту, которого к тому же приходится «натаскивать» на реальное производство, ту зарплату, которую он бы хотел иметь. Представительства зарубежных предприятий и компаний-поставщиков скорее окажутся более «отзывчивыми». Но там-то приходится не создавать, а именно торговать. Увы, торговать созданным другими. Чаще иностранными компаниями.
…И ПЕТЬ ТЫ МАСТЕРИЦА
Как бы в прямой связи с материалом о выставке, опубликованном на портале 8 февраля, прозвучали слова И. Н. Смиренного. Он заметил, что к нему обращались агентства с предложениями обеспечить красивыми молодыми людьми для работы на стендах выставки.
А ведь работа на стендах ведущих производителей во время выставки – прекрасная практика для студентов в деле познания и специальности, и умения торговать. Только готовить их для этого надо заранее. И не обязательно университетам в лице ректоратов и деканатов. Этим могли заняться и студенческие сообщества, естественно, при поддержке только что названных органов управления вузов. Пока же студенты в основном располагались на стендах самих учебных заведений.
ЭКОНОМИКА ДОЛЖНА БЫТЬ…
Не обязательно экономной, хотя и желательно. Экономика, точнее, экономические науки или их подразделения, относящиеся ко всему циклу упаковывания продукции, просто должны быть.
Первым об экономике тароупаковочного производства вскользь упомянул на заседании круглого стола И. Н. Смиренный. Подхватила и развила эту мысль профессор Т. И. Чалых: «Экономики упаковки и упаковочного производства в принципе не существует,… а ведь это прекрасное, очень важное и нужное направление».
И правда: область экономики упаковывания – это практически целина и в исследованиях, и в создании теории, и в обучении. Здесь есть над чем работать.
ЗАКОН СУРОВ…
Но если экономическое образование по упаковочному направлению – дело будущего, то подготовка специалистов по технологии и дизайну проводится сейчас. На заседании круглого стола постоянно звучали слова: «улучшение образования»; «связь образования с производством»; «создание непрерывности в образовании: от рабочего до специалиста высшего звена».
А что же высшая школа, которая должна это обеспечить?
Высшие учебные заведения, по словам К. В. Антипова, находятся между двумя обстоятельствами: госзаказ в виде государственного образовательного стандарта, который существует и который надо исполнять, и заказ предприятий, который сами предприятия оформить не могут. К ним добавляется третье обстоятельство. Закон об образовании, вступающий в силу для вузов с сентября и который в корне изменяет систему высшего обучения.
Не берусь судить, хорош закон или нет, но исполнять его придется. При его претворении в жизнь вузам какое-то время будет просто не до развития образования по той или иной специальности. Сохранить бы то, что есть, начиная с самих университетов и академий.
***
В ближайшее время ждать каких-то крупных действий по улучшению системы преподавания по специальности «Технология и дизайн упаковочного производства» не приходится. Но в том, что в очень недалеком будущем это сделать придется, сомнений нет. Потому что официально непризнанная упаковочная отрасль все шире охватывает жизнь страны и каждого ее гражданина, невзирая на перманентные преобразования и реформы в России, щедро приправленные экономическими трудностями самого разного характера.
tester:) 18.02.2013 17:27
Сложившее положение с отечественным образованием, представители ВУЗов где-то как-то обсуждать готовы, а вот заинтересованных предприятий, да еще во время выставки (специально ехать в командировку не требуется), - раз-два и обчелся. Не в этом ли причина? А ведь можно и по другому (news.unipack.ru/43796/), и крупные международные холдинги сегодня так и поступают.
Богдан 18.02.2013 20:48
" Кто девушку ужинает, тот ее и танцевать будет". Здесь на 100% работает фраза из старого советского фильма